СТАНКОМАШ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ добавить в закладки ПРОДАЮТ МНОГИЕ...
У НАС ПОКУПАЮТ, ПОТОМУ ЧТО
МЫ СТАРАЕМСЯ БОЛЬШЕ ДРУГИХ!
МНОГОКАНАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
+7 (495) 788-44-59
+7 (495) 223-24-59
НОВИНКИ
ХИТЫ

Ворчания реликтового строителя по поводу проекта «Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ»

Нормативная литература   |   Статьи и книги   |   Инжиниринговые услуги

Минстрой России подготовил проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года». Впервые публично он был предъявлен Президиуму общественного совета министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства заместителем главы строительного ведомства Юрием Рейльяном.

6.1

О профессиональном строительном сообществе как-то подзабыли: ни тебе не отдельного выпуска «Строительной газеты», ни тебе и копеечной брошюрки, ни научно-практической конференции в МГСУ – ройся себе для пополнения знаний в Интернете.

Введение

Проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года» - концептуальный документ с нелегкой судьбой. В 2014 году Минстроем была нанята команда молодых экспертов, которая выдала в качестве результата толстый том на 500 страниц, в котором было множество злободневных, умных и правильных идей, но в котором отсутствовала доступная пониманию структура и который полностью не соответствовал требованиям, предъявляемым к стратегическим документам.

Как положительный результат этого - вспомнили о строительной науке. Не секрет, что Минстрой поручил разработку документа Национальному исследовательскому Московскому государственному строительному университету. К чести разработчиков были учтены мнения Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ, НОПРИЗ), Российского союза строителей (РСС), институтов развития, а также заинтересованных учреждений и общественных организаций.

В целом документ получился компромиссным, емким и доступным, но недостаточно внятным и по сему, весьма далеким от практической жизни строительной площадки.

Как то не совсем понятно для чего создан данный документ? Для отчета на Государственном Совете при Президенте Российской Федерации? А может быть для солидных монографий «товарищей ученых, доцентов с кандидатами»? Или же это проект «Устава строительной деятельности», о которой в предъявленном документе и намека нет? Вот уж интересно, чем это традиционно занимаются более 10 процентов работоспособного населения страны и которые традиционно создают десятую часть валового внутреннего продукта страны?

В связи с этим есть повод поворчать в отношении представителей нашей строительной науки и взяв пример Владимира Высоцкого предложить:

Товарищи ученые, не сумлевайтесь, милые / Коль что у вас не ладится, ну там, не тот эффект / Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами / Денечек покуметаем – и выправим дефект…

1. Каковы основные идеи концептуального документа?

Предлагаемый «просвященный» документ утверждает, что: «Миссией стратегии является формирование условий для инновационного развития отрасли как основы прогресса реального сектора экономики Российской Федерации, обеспечение прав человека на безопасную и комфортную среду жизнедеятельности на основе комплексного понимания задач строительства, градостроительства и архитектуры, парадигмы эффективного управления жизненными циклами объектов строительства и инфраструктуры».

В связи с этим основополагающими идеями проекта служат ограниченное число постулатов.

Документом провозглашается необходимость разработки государственной программы «Инновационное развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года» и предполагается, что в рамках программы будет предусмотрен некий перечень мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Предлагается увеличение налогооблагаемой базы организаций и предприятий путем введения дополнительного налога на строительную отрасль в виде целевых отчислений на инновационное развитие отрасли в размере 0,4% от сметной стоимости объектов капитального строительства.

Также необходимо внедрение информационного прогнозного математического моделирования, энергетически эффективных и ресурсосберегающих технологий, что позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, снизить эксплуатационные расходы на 30% и сократить стоимость коммунальных услуг для населения в среднем до 20% (по сравнению с 2015 годом).

Необходимо увеличение занятости населения в строительном комплексе Российской Федерации более чем на 1 млн человек.

Одной из целей документа является обеспечение постоянной бюджетной поддержки научным и образовательным организациям строительной отрасли для выполнения не определенных инновационных мероприятий.

Планируется формирование некоего Центра управления инновационным развитием.

6.2

2. Гримасы терминологии опубликованного документа

Еще в начале 17 века великий французский ученый и мыслитель Декарт, вступая в научные дискуссии, умолял своих коллег: «Давайте определится с терминами и тогда мы поймем друг друга»!

Устами господина Рейльяна предложено использовать в целях стратегии два основных понятия:

«Инновационное развитие» – преобразование всех областей экономики и социальной системы на основе научно-технических достижений. Инновационное развитие предполагает реализацию национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных программ, проектов, развитие инновационного потенциала и инновационной культуры.

«Строительная отрасль» – отрасль экономики (народного хозяйства) Российской Федерации, в которой объединены работы и услуги материального производства (производство строительных материалов и изделий, строительство зданий (в том числе разработка строительных проектов), строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные) и работы и услуги в непроизводственной сфере (деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа).

Оставим пока в покое терминологию инновационного развития. Поворчим по поводу понятийного аппарата «строительство».

Энциклопедически под «строительством» понимают профессиональную деятельность человека, связанную с процессом воплощения в жизнь строительных объектов: зданий и сооружений, а также их эксплуатацию (капитальный и текущий ремонт), реконструкцию, реставрацию и реновацию.

Долгое время понятие «строительство» ассоциировалось с определением «капитальное строительство». Начиная с 1988 г. в государственных документах его подменил термин «строительный комплекс».

Сам проект предлагаемого документа, опровергая предложения авторитетного чиновника, свидетельствует об этом. Ведь сами «товарищи ученые» говорят:

«Положения Стратегии определяют приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в связи с осуществлением видов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)».

Отсюда совершенно не понятно чем «рулит» Министерство строительства и ЖКХ. Отраслью промышленности? Сферой строительных услуг? Сектором экономики? Или все же «строительным комплексом» страны, под которым Российской архитектурно-строительной энциклопедией понимается совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующихся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечении производства основных фондов народного хозяйства?

Далее, совершенно непонятно что подразумевают авторы проекта декларируя следующее:

«Стратегия направлена на формирование в Российской Федерации развитого, передового в технологическом отношении строительного комплекса, конкурентоспособной и сохраняющей традиции архитектуры, сбалансированного и гарантирующего национальную социальную безопасность градостроительства, эффективно управляемого комплекса эксплуатации в системе ЖКХ, обеспечивающих стабильное социальное и политическое развитие Российской Федерации».

Исходя из логики авторов необходимо понимать:

А) В стране нет строительного комплекса, архитектуры, градостроительства, управляемого комплекса эксплуатации в системе ЖКХ и все это необходимо формировать.

Б) Либо строительство в нашей стране осуществляется в рамках какой-то «особой подсистемы экономики», понятийный аппарат которой не имеет научно обоснованной и внятной терминологии. Проще говоря, в нашем профессиональном сообществе и отраслевой науке царит полнейшая терминологическая анархия.

Уважаемые господа разработчики, по всему видно: «Замучились вы с иксами, запутались в нулях». И зачем было подставлять уважаемого руководителя под огонь критики, когда достаточно было внести в проект отдельную статью: «Термины понятия и определения используемы в целях настоящей стратегии».

Видимо не из-за низкой профессиональной компетенции разработчиков проекта предлагаемого стратегического документа, а скорее наоборот.

Стыдно уважаемым «товарищам ученым» за наших законодателей с попустительства которых в профессиональном строительном сообществе расцвел правовой нигилизм, а строительное право подменили неформальные институциональные отношения и соответствующая лексика.

Но об этом в следующем материале.

6.3